НОУ ДПО Институт «Высшая Школа Лингвистики»

Коммуникативные методики: история развития

Коммуникативные методики: история развития

Коммуникативные методики: история и развитие.
История
Где же начинается история коммуникативной методики?
ХХ век принес в лингвистику много нового, большие имена и новые технологии. В первой половине ХХ века развитие коммуникации и изучение иностранных языков, в частности английского языка, во многих странах ограничивалось внутренними разработками и научными поисками. Многие страны брали в основу те учебники и учебные пособия, которые были написаны и разрешены к использованию в этой стране, но написаны они были теми специалистами, которые имели доступ к первоисточнику, то есть самому английскому языку. Не стала исключением и наша страна, и все помнят и до сих пор уважают учебники Натальи Бонк, на которых выросло не одно поколение.
Цель изучения английского языка во многих учебных пособиях была четко определена – прочитать, понять и перевести. Никто тогда не развивал понимание для общения, и коммуникация еще не была серьезно востребована, поэтому развитие коммуникации не подвергалось серьезному изучению и развитию. Как следствие этого развитие грамматико-переводческого метода в изучении языков было широко распространено во многих странах.
Во второй половине ХХ века ситуация меняется, и на фоне развития глобальной коммуникации многие страны начинают активно искать пути изучения английского по новым методам и технологиям. Начинают активно развиваться методические и технологические подходы к изучению английского, как языка коммуникации.
Конец ХХ века принес много нового в изучение английского. Новые имена появляются и в самой стране английского языка.
Lewis, Willis, Scrivener, Harmer, Thornbury и многие другие, которые сегодня по праву считаются если не основоположниками, то последователями новых методик и технологий, выходят на образовательный подиум с новыми идеями современных методик. Они, опираясь на научные исследования многих методистов языковых школ и лингвистов-практиков, описали и структурировали изучение языка на принципиально новой основе – на основе коммуникации.
Изменилась цель общения и в мировом ракурсе. Стало недостаточно понимать и переводить, чтение ушло в более пассивное занятие, появилось общение в мировой сети и глобальное общение стерло границы использования языка. Язык стал нужен не только дипломатам и журналистам, языком стали пользоваться все во всех социальных сетях. Появляется потребность в новых учебниках, написанных носителями языка. Учебники появляются в больших количествах, это становится хорошим бизнесом, весь мир переходит в другую крайность – только аутентичные учебники с хорошим английским. Цель оправдывает средства, так было всегда.
XXI век вносит свои технологические преобразования в технологии обучения и преподавания. Теперь целью общения стала только коммуникация на всех уровнях, и как следствие этого, изменилось отношение к английскому языку. Метод перевода уже не работал, так как был очень узок в рамках общения. Googe и Yandex переводчики очень стараются помочь всем, кто хоть как-то хочет понять собеседника и выразить себя. Все перестают много читать, поэтому культура перехода количества прочитанных на английском книг не переходит в качество самого языка, как это было раньше у всех, кто долго изучал язык и много читал.
Нехватка времени сказывается на качестве преподавания: переход в онлайн платформы и самостоятельное изучение не приносит нужных результатов, но по-прежнему остается необходимость в языке.  ХХ век – век чтения, уходит в прошлое, и те, кто выучил язык, читая и переводя литературу, уже не знают и не умеют учить и учиться по-другому. Нужны не только новые технологии коммуникативных методов, нужны люди, которые умеют пользоваться этими технологиями, умеют учить по новым учебниками и прошли практику преподавания по коммуникативным методическим пособиями и учебникам.
Развитие
Основой для развития коммуникативных методик и появления нового поколения преподавателей явились все вышеперечисленные факторы.
Мир уже не хотел учиться по-старому, но еще не умел по-новому.
Большие имена и методисты, написавшие много нужных и полезных книг по методике, описывают базовые и необходимые для понимания и использования методы и технологии изучения английского. Многие учебники выпускаются с книгами для учителя, появляется новое в изучении языка – презентации учебников авторами. Однодневные семинары по работе с книгами для учителя, продуктивные и очень востребованные встречи с авторами и методистами, короткие лекционные курсы для молодых преподавателей, которые хотят получить новые методики и новые учебники – все это вдруг заменяет большую и серьезную работу по обучению технологиям преподавания.
Появляется и новое поколение обучающихся. Все разделились на два больших лагеря в изучении языка. Те, кому нужно много читать и понимать, продолжают этим заниматься. Сюда можно отнести научных работников, IT работников, врачей и многих других. Остальные – те, кому язык нужен для быстрого комфортного или профессионального общения. Они ищут школы и курсы, которые сегодня их быстро научат.
Развитие методик идет быстро, но как же выбрать ту единственную, которая поможет именно мне?
Продолжение следует...
22.08.2018

Возврат к списку